Лечение искусством: что такое арт-терапия и какие техники можно использовать дома
Школа особенного волшебстваАрт-терапия – это форма психотерапии. Этот термин «арт-терапия» придумал художник Адриан Хилл в сороковых годах XX века. Он был уверен, что творчество способно помочь людям справиться с депрессиями, фобиями, стрессом, а также облегчить психологическую нагрузку из-за тяжелых физических заболеваний.
Мы решили обратиться к Оксане Викторовне Звонаревой – преподователю по арт-терапии в рамках «Школы особенного волшебства» – и узнать, какие практики каждый из нас может повторить дома.
Рисование эмоций
Возьмите лист бумаги и карандаш. Закройте глаза и представьте себе, что переживаете определенное чувство или эмоцию.
Начните рисовать, не задумываясь, что именно получается, просто выразите свое чувство через движения руки и цвета. После того как закончите, посмотрите на свой рисунок и задайте себе вопросы: «Что я вижу на этом рисунке? Какие чувства и эмоции он вызывает у меня?»
Рисование под музыку
Включите любимую музыку и начните рисовать под её ритм. Ещё лучше, если вы будете рисовать красками и без кисти, просто пальцами. Эта техника поможет сбросить напряжение и выразить эмоции.
Закрашивание эмоций
Возьмите краску того цвета, который ассоциируется у вас с негативными чувствами, терзающими вас. Нанесите её на лист бумаги. Когда краска подсохнет, закрасьте её цветом с позитивной ассоциацией. При необходимости выполните упражнение несколько раз.
Рисуем монстров
Этот метод хорошо подходит для прорабатывания страхов с детьми.
Этап первый – обозначение страха. Спросите у ребенка, на что или на кого похож его страх, какого он цвета, размера, когда он появился. И так далее. Поддерживайте беседу
Параллельно зарисовывайте все ответы: вы — на своем листе, ребенок — на своем. Визуализируйте «монстра».
Второй этап включает терапевтическую работу. Здесь важно понять, чему ему хочется. Если ребенку не приходят идеи на этот счет, то можно предложить свои: «Может, ему хочется, чтобы вышло солнышко?», «Может, он голодный?», «Может, ему грустно без друзей?»…
На основе ответов трансформируйте рисунок, добавляя новые элементы и делая монстра не таким уж и страшным. По ходу практики вы заметите, как меняется состояние ребенка и страх отступает.